ПРЕССА

23.08.2006

АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ: Где похоронен "Варяг"?

Сергей Осипов
Крейсер "Варяг", ставший символом русской военно-морской славы, за свою историю тонул дважды. В первый раз он был затоплен командой в феврале 1904 г. Вторая смерть настигла крейсер через 16 лет у побережья Британских островов. Она избавила легендарный корабль от ещё более незавидной участи - умереть у стенки судоразделочного завода. Родина надолго забыла о крейсере. Памятная доска работы скульптора Александра Коровина была открыта в шотландской деревне Ленделфут в конце июля этого года. Акцию финансировала группа компаний "Метрополь" при поддержке Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко. За всеми этими торжественными мероприятиями забылись вопросы: как останки "Варяга" оказались в шотландском захолустье и кто продал на слом легендарный крейсер?  Ответить на них взялся историк и писатель Виктор Катаев. По его словам, в Первой мировой войне (1914 - 1918 гг.) России и Японии выпало быть союзниками. В 1916 г. Япония согласилась продать России часть бывшей порт-артурской эскадры. Броненосцы "Полтава", "Пересвет" и крейсер "Варяг" были "отпущены из плена" за 15,5 млн. иен. Крейсер нуждался в ремонте. Пришлось отправить "Варяг" в Ливерпуль, куда он вышел 25 февраля 1917 г. Сообщение о том, что Николай II отрёкся от престола, корабельный радист поймал в пути.  Команда крейсера поддержала Временное правительство, но, пока она упивалась свободой, англичане сделали калькуляцию: ремонт обойдётся в 300 тыс. фунтов! Таких денег Временное правительство сразу заплатить не смогло и попросило временно оставить "Варяг" в Англии. Когда в Петрограде произошла Октябрьская революция и Россия заявила о выходе из войны, все русские корабли, находящиеся в английских портах, были арестованы. До конца войны британский флот использовал "Варяг" как военный транспорт, возящий уголь. А потом знаменитый крейсер продали на слом немецкой фирме. По одной из версий, как это ни прискорбно, инициатором продажи "Варяга" стал военно-морской атташе российского посольства контр-адмирал Волков. За какую сумму пошёл с молотка легендарный крейсер, на что были истрачены деньги - эту тайну до сих пор хранят архивы Великобритании. Вероятнее всего, они пошли на поддержку Белого движения. В оправдание Волкова можно сказать, что "Варяг" к моменту продажи находился в крайне запущенном состоянии и вряд ли подлежал восстановлению. Да и кому было дело до гибнущих символов Российской империи в те годы, когда сама империя уже пошла ко дну? Как бы то ни было, 5 февраля 1920 г. два буксира вывели крейсер из Клайда. На следующий день во время сильного шторма он сел на камни в 400 метрах от шотландского побережья. В августе 1924 г. "Варяг" начали разбирать: срезали мачты, трубы, надстройки - короче, всё, что возвышалось на поверхности. Под водой остались котлы, паровые машины и броневая палуба, которые доныне лежат на шестиметровой глубине напротив шотландской деревушки Ленделфут. Что можно добавить к этой печальной истории? Разве то, что коренные обитатели Ленделфута, в отличие от большинства россиян, всегда знали о том, что вблизи их деревни затонул русский крейсер. Они по-шотландски искренне считают "Варяг" частью своей истории. Когда во время церемонии открытия памятной доски кто-то из российской делегации предложил поднять то, что осталось от крейсера, на защиту "Варяга" грудью встал местный житель Уильям Принс, сам в прошлом судовой механик. "Не надо трогать это место, - сказал он. - Здесь находится могила корабля, которую грех осквернять. Кроме того, на обломках водятся такие замечательные лобстеры!"


К списку новостей